Физические качества (общая характеристика)
Под физическими качествами понимают социально обусловленные совокупности биологических и психических свойств человека, выражающие его физическую готовность осуществлять активную двигательную деятельность. К числу основных физических качеств относят силу, выносливость, ловкость, гибкость и т. д. От других качеств личности физические качества отличаются тем, что могут проявляться только при решении двигательных задач через двигательные действия. Двигательные действия, используемые для решения двигательной задачи, каждым индивидом могут выполняться различно. У одних отмечается более высокий темп выполнения, у других — более высокая точность воспроизведения параметров движения и т. п. Под физическими способностями понимают относительно устойчивые, врожденные и приобретенные функциональные возможности органов и структур организма, взаимодействие которых обусловливает эффективность выполнения двигательных действий. Врожденные возможности определяются соответствующими задатками, приобретенные — социально-экологической средой жизнеобитания человека. При этом одна физическая способность может развиваться на основе разных задатков и, наоборот, на основе одних и тех же задатков могут возникать разные способности. Реализация физических способностей в двигательных действиях выражает характер и уровень развития функциональных возможностей отдельных органов и структур организма. Поэтому отдельно взятая физическая способность не может выразить в полном объеме соответствующее физическое качество. Только относительно постоянно проявляющаяся совокупность физических способностей определяет то или иное физическое качество. Например, нельзя судить о выносливости как о физическом качестве человека, если он способен длительно поддерживать скорость бега только на дистанции 800 м. Говорить о выносливости можно лишь тогда, когда совокупность физических способностей обеспечивает длительное поддержание работы при всем многообразии двигательных режимов ее выполнения. Развитие физических способностей происходит под действием двух основных факторов: наследственной программы индивидуального развития организма и социально-экологической его адаптации (приспособление к внешним воздействиям).
20 стр., 9935 слов
Изучение влияния средств физического воспитания на коррекцию …
… отсталых школьников средствами физического воспитания 1.1. Специфические особенности двигательного анализатора умственно отсталых школьников Для решения многих задач физического воспитания в школе VIII … умственно отсталых школьников средствами физического воспитания» дан анализ 60 теоретических источников, освещены особенности развития двигательного анализатора умственно отсталых школьников, …
В силу этого под процессом развития физических способностей понимают единство наследственного и педагогически направляемого изменения функциональных возможностей органов и структур организма. Изложенные представления о сути физических качеств и физических способностей позволяют заключить: а) в основе воспитания физических качеств лежит развитие физических способностей. Чем более развиты способности, выражающие данное физическое качество, тем более устойчиво оно проявляется в решении двигательных задач; б), развитие физических способностей обуславливается врожденными задатками, определяющими индивидуальные возможности функционального развития отдельных органов и структур организма. Чем более надежно функциональное взаимодействие органов и структур организма, тем более устойчиво выражение соответствующих физических способностей в двигательных действиях; в) воспитание физических качеств достигается через решение разнообразных двигательных задач, а развитие физических способностей — через выполнение двигательных заданий. Возможность решения многообразных двигательных задач характеризует всесторонность воспитания физических качеств, а возможность выполнения многообразных двигательных действий с необходимой функциональной активностью органов и структур организма говорит о гармоничном воспитании физических качеств.
11 стр., 5306 слов
Развитие физических качеств детей младшего школьного возраста …
… отдыха, укрепления или восстановления здоровья, сохранения и повышения работоспособности, развития физических качеств, совершенствования двигательных навыков. К ним относятся: -Малые формы занятий; … преобладающей и выполняет главную функцию, в решении задач всех категорий физического воспитания (учебно-воспитательные, физического развития). В зависимости от содержания занятия, его структура в …
Кроссфит: тест WOD Bergeron Beep Test
Каждое занятие по кроссфиту само по себе — маленькая победа: комплексы, которые используются в этом направлении тренинга, дают серьезную нагрузку. Чтобы ее выдержать, потребуются усилия и выносливость. Тем же, кто к этому привык и кроссфитом занимается регулярно, нужны способы отслеживать свой прогресс, и одним из них является тест Бена Бержерона — известного кроссфит-тренера.
Тест под названием WOD Bergeron Beep Test включает в себя выполнение трех упражнений: трастера (это упражнение со взятием штанги на грудь, приседанием с ней и жимовой швунг), подтягивания на турнике и берпи. Каждое из них нужно выполнить по семь раз и уложиться при этом в одну минуту. При прохождении теста тренирующиеся делают столько кругов с этим набором упражнений, сколько могут, продолжая укладываться в минуту; этот принцип в кроссфите называют EMOM (“Every Minute on the Minute”). Когда на выполнение упражнений начинает уходить больше минуты, тест завершается, а тот, кто испытывал себя, записывает результат — общее количество повторений за тест.
Время от времени этот тест можно повторять и сравнивать свой новый результат с предыдущим. Так же можно мотивировать себя, соревнуясь с другими, — за лучшие показатели в этом тесте.
Быстрота (она же скорость)
Данный показатель используется для характеристики максимально быстрого чередования состояний сокращения мускулатуры и ее расслабления. Выделяют быстроту спринтерскую, движений и реакций. Для определения первого показателя используется время, которое человеку необходимо для преодоления 25 метров с ходу. Быстрота движений показывает уровень приспособляемости к различным действиям, которые необходимо совершить. Например: челночный бег, передвижение по ступенькам на время и подобное. Быстрота реакции говорит о том, насколько оперативно человек реагирует на определенные внешние раздражители.
Свежие записи
- Особенности психологии как науки и ее задачи
- Общее понятие об интеллекте
- Общая характеристика мотивационной сферы человека
- Диагностика избирательности внимания
- Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
- Предмет и метод педагогической конфликтологии
- Социальная экология – наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
- Анализ конкретных случаев терапии
- Развитие отечественной психологии в 19 в
- Основные принципы и методы управленческой психологии 2
- Совладание с трудными жизненными ситуациями
- Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1–3 дисциплины «Психология»
- по курсу «Психология» 2
- Психиатрия — Билеты с ответами
- Психология профессионализма. 2011/12
Упражнения и нормативы ОФП
Занятия общефизической подготовкой должны быть многогранными, без приоритета одного вида спорта. Внедрение упражнений от простых к более сложным, равномерная нагрузка на все отделы и разнообразие зон воздействия позволяет правильно распределять нагрузку.
Для школьников нормированные тренировки являются аналогом необходимой двигательной активности, которой им порой так не хватает. Статистика свидетельствует, что школьники, регулярно посещающие уроки физкультуры болеют в период сезонных эпидемий гораздо реже. Двигательная активность способствует хорошей мозговой деятельности и, соответственно, повышению успеваемости. Физические упражнения являются прекрасной профилактикой сколиоза и формируют правильную осанку.
Примерный перечень основных упражнений общефизической подготовки включает:
- ходьбу,
- бег,
- прыжки.
Хорошо развивают физическую форму спортивные эстафеты, подвижные командные игры, упражнения на отдельные виды мышц.
Сдача школьниками физкультурных нормативов является ориентиром для оценки физического развития и мотивирует к улучшению показателей. Оценивают пять параметров подготовленности: выносливость, силу, ловкость, координацию и гибкость. Контроль проводится дважды в год, отдельно для мальчиков и девочек основной группы по здоровью.
В программу тестирования школьников средних классов входят:
- Бег на короткие и длинные дистанции.
- Прыжки в длину и в высоту.
- Метание снаряда.
- Подтягивание на перекладине.
- Отжимание от горизонтальной поверхности.
- Наклоны вперед из положения сидя.
- Бег на лыжах.
- Прыжки со скакалкой.
Нормативы для старшеклассников
При сдаче нормативов по физической культуре во многих школах берут за ориентир показатели норм ГТО. Золотой значок, которым награждаются старшеклассники при выполнении норм, влияет на итоговый показатель ЕГЭ и учитывается как дополнительный бонус при поступлении в ВУЗ.
Возрасту 16-17 лет соответствует 5-я ступень. Чтобы получить серебряный или бронзовый значок, нужно сдать зачеты по 4-м обязательным и 2-м произвольным видам испытаний. Золотой значок предполагает сдачу 4-х обязательных и 4-х произвольных нормативов.
В обязательные испытания входят:
- Бег на короткую(100 м) дистанцию.
- Бег на длинную(2000-3000 м) дистанцию.
- Подтягивание на перекладине, рывок гири или отжимание.
- Наклоны вперед ниже уровня опоры.
Как дополнительные испытания выбирают прыжки, метание мяча, бег на лыжах, плавание, стрельбу.
Тест на способность удерживать баланс
Когда же мы всеми силами пытаемся удержать баланс, работают все основные группы мышц одновременно. Попробуем!
Для теста предлагаем использовать знакомую с детства «ласточку», или, как ее называют йоги, вирабхадрасану. Запустите секундомер и примите позу.
Определяем результат:
Отличный. Без труда сохраняете равновесие более 20 с.
Хороший. Сохраняете равновесие приблизительно 10 с.
Удовлетворительный. Удерживаете равновесие приблизительно 5 с.
Слабый. Удерживаете равновесие менее 5 с.
Кстати, для удержания этой позы работают мышцы спины, пресса, ягодиц, задней поверхности бедра и икроножные мышцы.
Тест на уровень физической подготовки. В какой вы сейчас форме?
Тест на уровень физической подготовки. В какой вы сейчас форме? Всем известно, что ключевыми факторами здоровой жизни являются регулярные занятия спортом и правильное питание. Но, как определить, насколько хорошо вы физически развиты?
Вы можете несколько раз уверенно отжаться от пола.
Отжимания не всем приходятся по душе, но способность их делать может кое-что сказать о ваших физических данных. Стоит отметить, что отжимания развивают множество мышц, включая мышцы груди, плеч, трицепсы и пресс.
Физически развитая женщина в возрасте 20-25 лет способна сделать около 15 отжиманий, а мужчина того же возраста около 25-ти отжиманий.
За минуту вы можете сделать от 45 до 65 скручиваний.
Если вы можете сделать 45 скручиваний за минуту, то вы в довольно хорошей форме. Главное в этом упражнении не жульничать. Ступни должны полностью касаться пола, а пятки должны находиться в 45 см от ягодиц. Руки находятся по сторонам ладонями в пол. Таким образом, вы предотвратите растяжение шеи.
У вас нет проблем с засыпанием по ночам.
Физическое развитие способствует хорошему сну, потому как упражнения сохраняют ваш суточный биоритм в нормальном состоянии.
Было также доказано, что упражнения помогают бороться с нарушениями сна. Если у вас есть проблемы со спокойным сном, добавьте оживленную 30-минутную прогулку в свой распорядок дня.
Упражнения и нормативы по ОФП
Общеустановленных, единых нормативов по ОФП не существует. Каждая организация (школа, ВУЗ, ВС, правоохранительные органы) опираются на внутриведомственные документы. Тесты составляют из базовых упражнений.
Бег на длинную дистанцию – этот норматив существует для проверки выносливости.
Спринт или челночный бег – упражнения для оценки быстроты и ловкости.
Подтягивания на перекладине и отжимания – характеризуют силу мышц спины, рук и плечевого пояса.
Подъемы туловища из положения лёжа на спине – помогают оценить развитие мышц брюшного пресса.
Наклоны вперед – по глубине наклона определяют гибкость.
Другие мини-тесты
Две минуты в планке. Есть мнение, согласно которому 120 секунд в планке (классической — на локтях) должны быть под силу людям в хорошей физической форме без противопоказаний к этому упражнению. Если продержаться столько не получается, то, считают в фитнес-среде, это может говорить об избытке жировой массы, а также о слабых мышцах кора. Сесть и встать без помощи рук. Эта способность говорит не только о достаточной физической подготовке. Она в целом может быть необходима для выживания в критических ситуациях. Поэтому попробуйте сесть, а потом подняться, не опираясь об пол руками, коленями и голенями. Если это вызывает трудности, поработать нужно будет над целым рядом физических качеств, таких как гибкость и сила. Стойка на одной ноге. Достаточно хорошее состояние мышц и уровень координации движения — когда на одной ноге можно устоять хотя бы 10 секунд. А лучше — дольше
Иногда невозможность сделать это может быть связана с нарушениями или даже травмами, и в этом случае своему физическому здоровью нужно уделить особое внимание.
Расшифровка результата
Упр.j тесты модуль 3 гдз spotlight 10 класс Полученная цифра анализируется по специальной таблице. Ее значение отражается качественными характеристиками. Например, 55 единиц – это плохой результат, 65 — 79 – средний показатель. У спортсменов профессионального уровня он может быть около 170 единиц. Особенно высокие результаты у марафонцев, лыжников.
Значения от 80 признаются хорошими, а свыше 90 – отличными. Нужно учитывать, что не всегда Гарвардский тест будет точно отражать спортивные достижения, но при повторном прохождении теста у одного и того же спортсмена можно достоверно оценить выносливость.
Проводится проба Руфье для детей, подростков, школьников. Тест проверяет готовность к физическим нагрузкам В норме индекс у детей встречается уже не так часто, после пробы некоторых отправляют в специальные группы физподготовки или на лечение.
Обследовать сердце с тредмил-тестом приходится не всем, а лишь по показаниям. Его проводят детям и взрослым. Есть нагрузочный, с газоанализатором. Какие к нему противопоказания? О чем расскажет результат?
Варианты, как укрепить сердце, зависят в основном от его состояния. Они также затрагивают сосуды, нервы. Например, в пожилом возрасте сердечную мышцу поддержат упражнения. После инфаркта, при аритмии могут быть назначены народные средства.
Если подозревается аритмия, анализы помогут точно поставить диагноз. Какие нужно сдать анализы для определения диагноза, кроме крови?
Если подозрение на атеросклероз, обследование должно быть проведено в полном объеме. Оно включает анализ крови, в том числе биохимический, а также многие другие. Какие еще стоит сдать?
Гарвардский степ-тест – это способ оценить уровень физической подготовки человека посредством реакции его сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку.
Название степ-теста дано в честь Гарвардского Университета. Именно его ученые в 1942 году разработали этот тест. Он применяется для оценки физических возможностей перед началом спортивных занятий, особенно бега, для разработки программы тренировок, а также с целью оценить эффективность тренировок.
Как проводится тест?
Для теста берется степ-платформа высотой 35-50 см (для женщин пониже, для мужчин повыше) или выбирается подходящая по высоте ступенька.
И в течение 5 минут выполняется бэйсик-степ с правой ноги или обычное поднимание на ступеньку и опускание с нее. То есть необходимо выполнить четыре движения: поставить правую ногу на ступеньку – раз, подставить к ней левую ногу – два, опустить правую ногу на пол – три, опустить за ней левую ногу на пол – четыре.
Подниматься и опускаться при этом нужно в определенном темпе: 30 подъемов и спусков в минуту. Получается, за 5 минут теста вам необходимо подняться на ступеньку или степ-платформу 150 раз. Столько же раз, соответственно и спуститься.
То есть, начиная со второй минуты восстановления после нагрузки, измеряется количество ударов за 30 сек, далее 30 секунд перерыва и снова измеряется пульс за 30 секунд, и снова перерыв, и снова 30 сек считается пульс. В итоге должно получиться 3 значения, указывающие количество сердечных сокращений за 30 сек.
Индекс гарвардского степ-теста вычисляется по формуле:
Гарвардский степ-тест
ИГСТ = t x 100 / (f1+f2 + f3) х 2
Здесь значениями f1, f2, f3 будут данные измерения пульса за 2-ую, 3-ю и 4-ую минуты отдыха, а t – время выполнения теста (в данном тесте значение равно 5 минутам).
Существует также упрощенная формула индекса гарвардского степ-теста, применяемая при массовых обследованиях:
ИГСТ= t x 100 / f x 5,5
где t — время восхождения в секундах, f- частота сердечных сокращений (ЧСС).
Специалисты предупреждают, что во время теста нагрузка на тело приходится достаточно высокая. Поэтому проходить гарвардский степ-тест они рекомендуют исключительно людям с хорошим здоровьем или профессиональным спортсменам.
Упражнения ОФП
Упражнения физподготовки должны быть многогранными
Очень важно равномерно распределять нагрузку. Различные виды упражнений важны при формировании осанки и для приверженцев сидячей работы
Правильные тренировки включают перечень основных упражнений, а именно то, что входит в ОФП: бег, прыжки, ходьба, отжимания.
Заниматься ОФП можно как в спортзале, так и не менее результативно ОФП в домашних условиях. Далее подробно упражнения.
Разминка. Основное правило — тренировка не должна начинаться без подготовленности. Разминка помогает «пробудить» тело, разогреть мышцы и мобилизировать суставы. Проведение этой части программы зачастую не занимает более, чем пять минут времени. Исключение, разминка для профессиональных спортсменов – она может включать ещё и упражнения со скакалкой.
Силовые упражнения. Одна из главных целей ОФП – развитие силы. Достичь хорошего результата, помогают специально разработанные упражнения – это основа всего комплекса. Большое значение имеет качество и последовательность выполнения. Главное не перегружать тело физически, чтобы не вызвать болезненное сокращение мышц. ОФП комплекс упражнений на данном этапе включает:
- Отжимания. Количество подходов 3-4, в каждом от 1 до 15 повторений.
- Подтягивание на перекладине. Потребуется низкая перекладина и техника обратного хвата. Количество повторов 1-15 раз.
- Приседания. Для новичков – на двух ногах, для профессионалов необходимо усложнение – выполнение упражнения на одну ногу. Количество повторов 1-30.
- Планка на полу. Время 60-90 секунд. При выполнении угол между полом и руками должен составлять 45 градусов, для начинающих – можно выполнять упражнение опираясь на локти.
- Профессиональные спортсмены также включают тягу за голову в сидячем положении, ягодичный мостик, боковую планку.
Кардио. Система включает прыжки, пробежку на беговой дорожке и бег на короткие дистанции – значимые нагрузки, что тренируют выносливость
Важно придерживаться темпа. Оптимальный показатель прыжков со скакалкой – 100 раз в минуту, прыжки со сменой ног – 50 раз
Для того чтобы не нагружать сердце, важно помнить о дыхании.
Заминка. Резко заканчивать тренировку нельзя. Здесь важны две фазы. Первая — постепенное возращение пульса и дыхания в норму, с помощью снижения ритма. Второе — упражнения на растяжку мышц. Мышцы в натяжении нужно задерживать на 30-40 секунд.
Сила
Под этим подразумевается способность мышц преодолевать сопротивление. Оценка физической подготовленности в данном случае также осуществляется по нескольким направлениям:
Скоростная сила. Под этим подразумевается группа показателей. Это сила рук, ног, мышц спины и брюшного пресса. В первом случае измерение осуществляется исходя из количества подтягиваний, а также сгибаний и разгибаний рук в положении «упор лежа» за десять секунд на каждую проверку. Сила ног определяется посредством числа приседаний и выпрыгиваний за 20 с на одно упражнение
Для оценки брюшного пресса и спины берется во внимание количество подниманий туловища из положения лежа на спине до прямого седа, а также в висе подъем ног вперед – для каждого случая предусматривается десять секунд. Абсолютная сила
Используется для характеристики возможностей преодоления внешнего сопротивления. Например, этот показатель очень актуален для штангистов. В данном случае физическая подготовленность – это степень силового напряжения, которая фиксируется во время преодоления максимальных сопротивлений. Для улучшения показателя необходимо улучшать нервно-мышечную координацию, а также увеличивать массу мускулатуры. Относительная сила. Является противоположной абсолютной. В таком случае измеряется, насколько атлеты могут преодолеть вес собственного тела. Для оценки используются бег, гимнастика, прыжки, плавание.
Тестирование физических качеств дошкольников
Выявлять уровень быстроты, ловкости, выносливости целесообразно в тех движениях, которыми дети достаточно свободно владеют, например, используя бег.
Быстрота
определяется по времени пробегания (с хода) небольшого расстояния — 10 метров. Выбирается прямая или асфальтовая дорожка с плотным земляным покрытием или асфальтовым длиной не менее 20 метров. До линии старта должно быть 4-5 метров разбега и примерно столько же за линией финиша. Секундомером считается время бега от старта до финиша, не считая времени начального ускорения бега до стартовой линии и времени снижения скорости после финиша.
Ловкость выявляется:
1. Во время челночного бега, выполняемого на той же дорожке. Он включает бег по прямой 10 метров с двумя поворотами (общая дистанция 30 метров). На одной стороне кладётся два кубика, на другой стороне ставиться стул или скамейка. Дошкольнику предлагается игровое задание: взяв один кубик, ребёнок бежит на другую сторону, кладёт кубик, бежит за вторым, его так же переносит и останавливается. Показателем ловкости будет время затраченное на выполнение задания. Дети 5 лет мальчики 12,7 сек, девочки 13,0, 7 лет мальчики 10,5, девочки 11,0.
2. Обегание препятствий. Нужно обежать 8 предметов на подставке, расставленные с промежутком 1 метр друг от друга. До первого флажка и после последнего расстояние 1,5 метра, общая дистанция 10 метров. Мальчики 5 лет 7,2 сек., девочки 8,0; 7 лет мальчики 5,0, девочки 5,5.
Выносливость
Е. Н. Вавилова предлагает тест на время выполнения ходьбы и бега на дистанции 300 метров. Выбирается прямая без уклона дорожка длиной 50 метров, обозначается линия старта (она же финиша) и линия поворота. Ребёнок проходит отрезки 50 метров, чередуя бег и ходьбу — от старта до линии поворота идёт, затем бежит обратно и так повторяется ещё 2 раза. Так же тесты на количество приседаний, прыжков и бега на месте за 30 секунд, при этом пульс не должен увеличиваться более чем на 50 %. Пульс измеряется до и после тестирования.
Сила
измеряется динамометром, каждое из контрольных упражнений ребёнок выполняет не менее 2 раз с промежутком для отдыха. Выбирается лучший результат из двух попыток, так же сила измеряется во время броска набивного мяча и прыжка в длину с места.
Что такое физические качества спортсмена
Физические качества – это врожденные (унаследованные генетически) морфофункциональные качества, благодаря которым возможна физическая (материально выраженная) активность человека, получающая свое полное проявление в целесообразной двигательной деятельности. К основным физическим качествам относят мышечную силу, быстроту, выносливость, гибкость и ловкость.
5 физических качеств спортсмена
В спорте важно уделять внимание развитию основных физических качеств: быстроты, силы, ловкости, выносливости и гибкости. Для лучшего понимания ниже представлено определение каждого из качеств
Быстрота — это способность человека выполнять двигательное действие за минимальное время. Скорость, требующая уже освоенности основных движений, лучше всего развивается в подвижных играх и эстафетах.
Сила — это способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противостоять ему за счёт мышечных усилий. Сила нарабатывается в общеразвивающих упражнениях с небольшим отягощением (набивной мяч, например) и в парных упражнениях, где нужно преодолевать разумное сопротивление партнера.
Ловкость — это комплекс способностей человека, который позволяет осваивать новые движения и перестраивать их в соответствии с внезапно меняющейся обстановкой. Это сложное качество, требующее координации и точности движений, развивается в основных видах активности — бег, работа с предметами и при выполнении упражнений в меняющихся условиях — спортивные игры и эстафеты.
Выносливость — это способность организма сопротивляться утомлению во время продолжительной или интенсивной физической активности. Развитие выносливости требует большего количества повторений одних и тех же движений
Важно не переусердствовать, иначе у ребёнка пропадёт интерес к практике
Гибкость — это способность тела человека достигать наивысшей амплитуды движений в нужном направлении. Гибкость развивается при выполнении движений с большей амплитудой, чем в быту, но в анатомически допустимых пределах. При этом равновесие развивается при выполнении упражнений с уменьшением площади опоры (например, встать на носочки, на одну ногу) и на поднятых от земли предметах (скамейка, полусферы).
Двигательные способности
В современной литературе различают термины «физические качества» и «физические (двигательные) способности».
Двигательные способности – это индивидуальные особенности, определяющие уровень двигательных возможностей человека.
Основу двигательных способностей человека составляют физические качества, а форму проявления — двигательные умения и навыки.
К двигательным способностям относят:
- силовые
- скоростные
- скоростно-силовые
- двигательно-координационные способности
- общую и специфическую выносливость.
Необходимо помнить, что, когда говорится о развитии силы мышц или быстроты, под этим следует понимать процесс развития соответствующих силовых или скоростных способностей.
У каждого человека двигательные способности развиты по-своему. В основе разного развития способностей лежит иерархия разных врожденных (наследственных) анатомо-физиологических задатков:
- анатомо-морфологические особенности мозга и нервной системы (свойства нервных процессов — сила, подвижность, уравновешенность, индивидуальные варианты строения коры, степень функциональной зрелости ее отдельных областей и др.);
- физиологические (особенности сердечно-сосудистой и дыхательной систем — максимальное потребление кислорода, показатели периферического кровообращения и др.);
- биологические (особенности биологического окисления, эндокринной регуляции, обмена веществ, энергетики мышечного сокращения и др.);
- телесные (длина тела и конечностей, масса тела, масса мышечной и жировой ткани и др.);
- хромосомные (генные).
На развитие двигательных способностей влияют также и психодинамические задатки (свойства психодинамических процессов, темперамент, характер, особенности регуляции и саморегуляции психических состояний и др.).
О способностях человека судят не только по его достижениям в процессе обучения или выполнения какой-либо двигательной деятельности, но и по тому, как быстро и легко он приобретает эти умения и навыки.
Способности проявляются и развиваются в процессе выполнения деятельности, но это всегда результат совместных действий наследственных и средовых факторов.
Для развития двигательных способностей необходимо создавать определенные условия деятельности, используя соответствующие физические упражнения на скорость, на силу и т.д. Однако эффект тренировки этих способностей зависит, кроме того, от индивидуальной нормы реакции на внешние нагрузки.